Тревожный звонок взволнованной мамы: «С самых пеленок он был чересчур активным и подвижным, почти не спал и постоянно с ним что-либо случалось. Но когда мы пошли в детский сад, все стало еще хуже… Я каждый день выслушиваю от воспитателя жалобы: Слава разбил то, сломал это, он постоянно дерется и мешает другим детям заниматься. Страшно подумать, что будет дальше… Скажите, с этим можно что-то сделать, или уже все…»
На детский телефон доверия нередко поступают похожие звонки от родителей, которые в отчаянии и не знают куда обратиться. Всех их объединяют одни и те же вопросы: «Как справиться со своим ребенком?», «Как угомонить непоседу?»
Каждый родитель беспокоится о развитии и поведении своего ребенка. Шумный малыш-баловник, который просыпается чуть свет, полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства. Если Ваш ребенок бывает упрямым и непослушным, полон энергии, которая льется через край, и не может усидеть на месте – это не всегда означает, что он гиперактивен. Ведь гиперактивность – это неврологическое заболевание, которое включает в себя: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенную активность при нормальном уровне интеллектуального развития.
Возможно, в следующем описании Вы узнаете своего малыша:
- постоянная излишняя подвижность (спокойное состояние возможно, но его продолжительность невелика – от 2 до 10 минут). Время активности всегда превышает время спокойствия. Окружающая обстановка не влияет на активность ребенка. Даже в незнакомых местах он очень подвижен.
- речь очень быстрая, часто «съедаются» окончания слов. Легко перескакивая с одной темы на другую, малыш забывает закончить предыдущую мысль, тем самым, демонстрируя бессвязную речь. Задает много вопросов, не дожидаясь ответа. У таких детей часто присутствует диагноз задержки речевого развития.
- часто наблюдаются нарушения сна.
- маленькому непоседе очень сложно сосредоточиться на чем-либо. Его легко может отвлечь любой посторонний шум или объект.
- такому беспокойному ребенку чрезвычайно сложно контролировать свои эмоции и поведение. Он очень импульсивен и часто выступает инициатором ссор и драк.
Если «все сходится», то, возможно, у Вас именно такой особенный ребенок. В этом случае следует обратиться к врачу-невропатологу, который, проведя полное обследование, может поставить точный диагноз.
Если Вашему ребенку все-таки поставили диагноз гиперактивность, не стоит отчаиваться! Существуют определенные меры, которые необходимо знать родителям такого малыша, чтобы не навредить ему, а помочь и поддержать.
1. Распорядок дня.
Для Вашего непоседы необходим жесткий распорядок дня. Подъем, прием пищи, игры, занятия, прогулки, отход ко сну должны выполняться строго в одно и то же время. Конечно, с первого раза не получится все выполнить идеально по часам и необходимо проявить некоторую гибкость в этом вопросе, но следует стремиться к четкому соблюдению режима дня. Постепенно ребенок начнет привыкать к упорядоченной жизни. За соблюдение правил и даже незначительные изменения поведения в лучшую сторону необходимо хвалить и поощрять малыша.
2. Расслабление.
Когда ребенок перевозбужден, следует сменить обстановку на более спокойную, можно предложить выпить воды и увести в другую комнату. Если же он расстроен, лучше всего будет обнять и погладить его, так как физический контакт очень значим для таких детей. Перед сном лучше всего выполнять индивидуальный ритуал. Например: принятие ванны с успокаивающими травами (о составе следует проконсультироваться с врачом), прочтение любимой сказки, легкий расслабляющий массаж, тихая приятная музыка помогут малышу заснуть. Здоровый ночной сон дошкольника должен длиться 7-8 часов, и дневной – 2 часа.
3. Терпение.
Занимаясь с ребенком, проявляйте выдержку. Новые и трудные задачи необходимо сопровождать спокойными, короткими и четкими объяснениями. Материал нужно показать несколько раз пока он его не запомнит. Постарайтесь тренировать зрительное, слуховое, чувственное восприятие, а также память малыша. Если Вы хотите что-либо донести до ребенка, придется повторить это несколько раз, наберитесь терпения.
4. Позитивный настрой.
Обращайте внимание на малейшие, даже незначительные положительные сдвиги в поведении Вашего непоседы. Говорите ему об этом, поощряйте его успехи. Такие дети обладают низкой самооценкой и осознание своих достижений, похвала и поощрения очень значимы для них.
5. Корректное формулирование запретов.
Запрещая ребенку что-либо, обязательно нужно объяснить ему, в чем причина запрета и какие могут быть альтернативные варианты. Предложения следует строить так, чтобы в них отсутствовала частичка «не». Например, вместо: «Не выбегай на дорогу» эффективнее будет сказать: «Играй на детской площадке». В общении с ребенком старайтесь всегда сохранять спокойствие.
6. Четко ставьте задачи.
У детей с гиперактивностью слабо развито логическое и абстрактное мышление. Учитывая эти особенности формулировать задачи и цели необходимо максимально четко и ясно. В общении или во время занятий следует использовать простые предложения, без лишних смысловых нагрузок. Избегайте длинных и сложных формулировок. Ваша речь должна быть спокойной и размеренной.
7. Последовательность.
Как нам уже известно, такие дети чрезвычайно невнимательны, поэтому бессмысленно давать им сразу несколько поручений (например, «собери игрушки, вымой руки и садись за стол»). У ребенка возникнут трудности в восприятии сразу всей этой информации. Скорее всего, он отвлечется на что-либо иное и не выполнит ни одно из поручений, а, может, сделает только что-то одно. Куда эффективнее будет давать ему те же задания, но последовательно друг за другом по мере выполнения.
8. Следите за временем.
Дело с чувством времени у этих особенных детей обстоит не лучшим образом. Поэтому Вам самим придется контролировать временные рамки и следить за режимом дня.
9. Определите рамки дозволенного поведения.
Необходимо четко объяснять ребенку, что «можно», а что «нельзя». Если малыш перешел границу дозволенного, не стоит попустительствовать, наказывайте. Но следует помнить, что наказания должны быть педагогичными, обязательно объясните его причину. Ребенок должен отвечать за свои поступки.
10. Пространство ребенка.
При оформлении комнаты подвижного малыша следует избегать ярких красок, непонятных орнаментов и множества мелких деталей. Для повышения концентрации внимания все лишнее нужно убрать, так как самостоятельно отсеять ненужные раздражители такой ребенок не в состоянии. Во время занятий и игр также следует убирать все, что может отвлечь его от процесса.
11. Активность.
Непоседе просто необходимо куда-то выплескивать свою энергию. Ориентируясь на увлечения малыша, постарайтесь найти для него занятие. Идеальным вариантом будут тренировки в спортивной секции или бассейне, в которых он также будет учиться дисциплине. Лучше всего максимально занять свободное время ребенка, не перегружая при этом нервную систему, которая итак у него работает на износ. Также это послужит хорошей профилактикой крепкого здоровья.
Если Вы воспитываете такого непоседу, рекомендуется постоянное наблюдение у врача психоневролога. К сожалению, далеко не во всех поликлиниках присутствуют такие специалисты. В таком случае, можно наблюдаться параллельно у врача-невропатолога и у психолога. Рекомендации всегда разрабатываются учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Педагог-психолог